Свирепые в бою, свободные в быту. Удивительные чукчи и их обычаи.
Add+ АВТОРИЗАЦИЯ:      

Свирепые в бою, свободные в быту. Удивительные чукчи и их обычаи.

АВТОР: Алексей Брума

Настоящий чукча совсем не похож на свой шарж из анекдотов. Проживавший в суровых условиях заполярья, вечной мерзлоты и скудных ресурсов, этот народ доминировал над всеми своими ближайшими соседями и не покорился военной экспансии Российской Империи, которая, сменив тактику и наладив торговые отношения, лишь подкупом, хитростью и обманом смогла вовлечь его в своё подданство. Однако, помимо воинственного уклада, Чукчи традиционно практиковали эвтаназию, трансвестизм, транссексуализм, многоженство, обмен женами и левират. Но, обо всём по порядку.

Чукча-воин

Успешные охотники и воины, сами себя они называли «лыгъо равэтлъан», что значило «настоящие люди» и намекало на низкое происхождение их соседей. Лишь русские сумели завоевать у них определенное уважение и обрести в «мифе о творении» почетный статус тех, кто был создан, чтобы торговать с ними железом, табаком, чаем, солью и т.д. Хотя стоит отметить, что до определенного момента в фольклоре чукчей русские считались жестокими захватчиками, а главный злодей получил прозвище Якунин и ассоциировался с майором Павлуцким.

С другой стороны, сами чукчи никогда не были «белыми и пушистыми», а вовсю проводили захватнические войны и набеги против Ительменов, Юкагиров, Эскимосов и Коряков, в которых последние пострадали больше всех: почти четверть миллиона голов оленей было уведено у них «настоящими людьми». Такая агрессивность стимулировала «потерпевшие народы» на добровольных началах вступать в подданство Российской Империи, дабы снискать у нее защиту. Однако, даже наличие у русских пушек и огнестрельного оружия не помогло в борьбе с чукчами, располагавшими лишь примитивным вооружением, состоявшим в основном из пращ, луков со стрелами (наконечники из кости или камня), кожаной и костяной брони.

Дело в том, что главным оружием чукчей, помимо климата, были их дух и закалка: с детства и мальчики и девочки обучались владению оружием и воспитывались в самых суровых условиях, к примеру мальчиков учили спать стоя и практически дрессировали, вырабатывая особую чуткость и реакцию, а девочек готовили к необходимости принести в жертву себя и своих детей вместо того, чтобы сдаваться в плен. Поэтому отряд из тридцати коряков не решился бы напасть и на дюжину чукчей.

Вообще, привитое с детства презрение к естественной смерти и почетность насильственной делали чукчу-воина страшным противником, которого предпочитали обходить стороной. Особо опасных воинов выделяло наличие длинной цепочки точек-татуировок, тянущихся от правого запястья до локтя. По точке за каждого убитого противника. Кстати о татуировках. В конце 18 века Карл Мерк описал некоторые из них:

Например, «а» – тату, популярное на женском лобке или лопатке, а «б» – отличительный знак воина, «в» - щеки, «м, н, о» – подбородок.

Чукча-семьянин

Традиционная семья у чукчи – это скорее современная «шведская». В том плане, что в одной семье, как правило, было более двух супругов. Чукча и 2-3 жены. Кроме обычных жен в семье могли присутствовать жены мужского пола, то есть транссексуалы, в быту ничем не отличавшиеся от женщин. Один из первых исследователей крайнего севера Крашенинников писал:

«неревнивы же бабы их, что можно видеть из того, что не токмо две или три жены одного мужа живут между собою согласно, но сносят ещё и коекчучей, коих многие держат заместо наложниц»

Таких «женщин» считали «превращенными» по настоянии духов и верили, что через некоторое время их изначальные половые органы превращаются в женские. Однако, встречались и просто переодевавшиеся в женскую одежду мужчины, не менявшие свой половой статус. К примеру, один чукча, стремясь обмануть духов, терзавших его болезнью, переоделся в женское и сменил прическу, да так и стал жить, не меняя в прочих вещах мужской уклад жизни.

Многоженство во многом было продиктовано суровыми условиями жизни, когда одной жене было сложно исполнять все обязанности по хозяйству, а с возрастом, как известно, сил не прибавлялось. Кстати говоря, у чукчей в кругу ближайших родственников и друзей не возбранялся обмен женами, а дети, появлявшиеся в результате подобных взаимоотношений, всегда воспитывались как родные в той семье, где родились.

Стоит отметить, что жизненный путь многих чукчей даже в мирное время в кругу семьи оканчивался насильственной смертью в соответствии с обычаем «вэрэтвэтгавык», что значит «смерть по собственному желанию». Этому способствовал главный фактор - очень суровые условия жизни, при которых отсутствие возможности самостоятельно ухаживать за собой ложилось тяжким бременем на остальных членов семьи.

Только если возжелавший смерти вслух попросит об этом, его просьбу исполнял кто-то из ближайших родственников. При этом считалось, что смерть в таком случае будет менее болезненной, а в загробном мире «жертву» ожидает награда, в отличие от тех, кто ушел в мир иной естественным путем. Так как данный обычай в некоторой степени носил характер ритуального жертвоприношения, духи впоследствии должны были вознаградить семью усопшего, в то время как сам он будет пребывать в блаженстве со множеством прекрасных белых оленей.