Русская баня - средоточие мистической силы у древних славян
Add+ АВТОРИЗАЦИЯ:      

Русская баня - средоточие мистической силы у древних славян

АВТОР: Алексей Брума

Русская баня настолько многогранна и богата своей историей, что говорить о ней можно очень и очень долго. Но начать стоит с того, что Баня для древних славян была средоточием мистической силы и окном в потусторонний мир, Навь. Здесь загадывались желания, приоткрывалась завеса будущего, появлялись на свет новые люди и справлялись проводы усопших. Здесь незримо обитала нечистая сила, пакостившая и наказывавшая за неосторожность.

Вероятно, одно из первых упоминаний о русской бане относится к периоду правления киевской княгини Ольги, которая, мстя древлянам за смерть своего мужа Игоря, прибегала к весьма изощренным методам. В частности, посланцы древлян были вероломно сожжены в «истобке», иначе говоря, избе, куда Ольга их направила помыться, прежде чем приходить к ней, что и было отражено в Лаврентьевской летописи:

«Деревляном же пришедъшим повеле Ольга мовь створити, рькуще сице: "измывшеся придите ко мне". Они же пережьгоша истопку, и влезоша деревляне, начаша ся мыти; и запроша о них истобъку, повеле зажечи я оть дверий, ту изгореша вси»

И хотя слово «баня» в данном отрывке летописи не упоминается, описанный процесс приготовления к мытью напоминает приготовление бани «по-черному», где «пережьгоша истопку» означает топку дровами.

Но откуда в русском языке появилось слово «баня»? Скорее всего, у него греческое происхождение, обусловленное сильной связью русского государства с Византией, и означает оно «купание», или «мытье». Хотя есть мнение, что «баня» может происходить от славянского «banior», на польском означавшем «болото». Это может быть справедливо, если принять во внимание, что финское название «сауна» некоторые исследователи связывают с «suodnje», означавшем яму с водой.

Однако происхождение названия не проливает свет на вопрос, откуда появилась баня на Руси и что в действительности этому способствовало. Ведь если название и было, скорее всего, заимствовано из греческого, то основной функционал русской бани совсем мало напоминал греческую с ее роскошными бассейнами и керамикой. Видимо, родоначальниками русской бани были угро-финны, смешавшиеся в 5-6 веках со славянами, которые осваивали новые территории, о чем косвенно свидетельствует обнаружение первых бань именно в зонах их расселения (Псков, Суздаль, Верея, Пахра, Талдом, Яхрома, Кинешма, Палех, Валдай и т.д.) Ко всему прочему финские историки оценивают возраст сауны в 2000 лет, и хотя отсутствуют археологические свидетельства о таком ее возрасте, в древних сказаниях и преданиях в подробностях описывается приготовление сауны. Взять к примеру сказку о Бабе Яге, которая, на самом деле, относится к финно-угорскому фольклору.


Изображение финской сауны из коллекция Национального совета по древностям Финляндии.

Как и у других народностей, практиковавших ритуальную баню, русская баня в истоках своих также несла ритуально-сакральный смысл. В частности, по мнению некоторых исследователей, русская баня в традиционном представлении древних славян являла собою святилище, расположенное на границе двух миров: нашего и потустороннего. Неспроста славяне, помывшись, оставляли ведро и веник для умерших предков, а ежели кто задерживался в бане излишне долго, говаривали «пустите уже покойников». Отсюда и важность магических обрядов и ритуалов, связанных с баней, начиная от свадебных и заканчивая похоронными. Даже грудь и ту можно было увеличить, всего лишь потеревшись перед банной процедурой об углы сруба. Однако особую мистическую силу баня обретала в полнолуние, когда и стремились проводить знахарские и колдовские обряды.


Святочные гадания с курами

Здесь же, в бане, отапливаемом и самом чистом помещении семейства, постелив на пол солому, женщины рожали. Даль В.И. упоминает занимательный обряд, связанный с родами: обнаженная повитуха обегала вокруг бани с новорожденным, взывая к у утренней звезде или рассвету, чтобы успокоить младенца. После этого мать с ребенком омывались и парились вениками, сопровождая процесс заговорами.


Роженица в бане

Баню требовалось посещать осторожно и с соблюдением правил, ведь в ней хозяйничал Банник, в котором символично прослеживалась связь с предками, как и в любом другом семейно-родовом божестве. Жил он за каменкой и был обычно невидим, однако мог принимать облик старика с растрепанными волосами и налипшими на тело грязью и листьями от веника.


Банник парится

В святочные гадания девки ходили к бане и, открыв дверь, задирали подол своих платьев. Коли Банник касался мохнатой рукой, жених девице был обещан богатый, голой – значит бедный, ну а если мокрой, то и вовсе пьяница. Банник любил париться после полуночи и омываться уже использованной людьми грязной водой, а в полночь по поверьям можно было выкрасть его красную шапку-невидимку, которую тот оставляет сушиться на каменке, однако за это домовой мог и убить, если не успеть в церковь. Не стоило ходить в баню с дурными намерениями и нарушать запреты, ведь за это Банник всячески пакостил, а то и вовсе мог запарить до смерти.

И хотя после христианизации Руси баню как наследие язычества объявили местом нечистым, где крещенным запрещалось носить крестик и посещать в банный день церковь, это нисколько не убавило к ней любовь славян.